Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

молитвословный стих

Гуманитарный словарь

МОЛИТВОСЛО́ВНЫЙ СТИХ (кондакарный стих) - свобод. стих, в к-ром синтаксич. членение совпадает с ритмич. (концы строк совпадают с естеств. интонац. сигналами типа антикаденции, а концы строф или "строфоидов" - с сигналом типа каденции); ритмич. движение в М. С. строится на ожидании отмеченности начала строк, поэтому осн. структурным приемом его орг-ции является синтаксич. или тематич. параллелизм, подкрепляемый обычно анафорой (единоначатием). Последним обст-вом объясняется тяготение М. С. к акростиху. В качестве ритмич. сигналов, отмечающих начала строк, обычно выступают две грамматич. формы - звательная ("Боже,...", "Отче наш,..."и т. д.) и повелит. наклонение ("Радуйся,...", "Помяни,...", "Да будет,..."), а также - синтаксич. инверсия. Напр.:

Отче наш, иже еси на небесех. / Да святится имя твое, / Да приидет царствие твое, / Да будет воля твоя, / Яко на небеси и на земли, / Хлеб наш насущный даждь нам днесь. / И остави нам долги наша, / Яко же и мы оставляем должником нашим, / И не введи нас во искушение, / Но избави нас от лукавого.

М. С. появляется на Руси с принятием христ-ва; образцом его был ст.-слав. силлабич. М. С., созд. во времена Кирилла и Мефодия в подражание визант. литургич. стиху. С падением кратких гласных в рус. яз. равносложность М. С. разрушилась и он превратился в подобие чистотонич. свободного стиха. В церк. употреблении М. С. дошел до новейшего времени, особенно хорошо сохранившись в акафистах. В 15-18 вв. он получает распространение в "стихах умиленных" (песнопениях, предназнач. для индивид. или хорового пения), значит. расширяя свою тематику. Старейшим примером применения М. С. в ориг. произв. др.-рус. письменности является "похвала" кн. Владимиру в "Слове о Законе и Благодати" Илариона. В нач. 20 в. М. С. ориентир. на традицию "стихов умиленных", возрождается в верлибре символистов (А. Добролюбов):

Господи, где сила Твоя и весна Твоя? Где на земле обитает торжество Твое? Возврати меня, Жизнь моя, в сердце Твое, Возврати мне сердце дней древних, Возврати мне всю веру и душу мою. Напиши меня на руке Твоей, Напиши стены мои на руке Твоей, Стены мои всегда у очей Твоих!

Полезные сервисы